20.11.2019
С Днем Рождения !
Лучший колледж РФ

Поиск
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ

Классификация понятий PDF Печать

Тема: Классификация понятий
Классификация - это распределение понятий* веществ, предметов по группам.
Упр. № 1 Названия веществ органической химии распределены по группам:

бутанол
пентаналь
пропанон
метановая кислота
этен 
бутадиен  
циклопропан 
пропин   
пропантриол-1,2,3, 
бутандиол-1,2 
пентанол-1   
пентен-1-ол-2 
анилин
бензол
фенол
метилбензол

Выбери названия для каждой группы из предложенных ниже:

  1. углеводороды;
  2. спирты;
  3. соединения, содержащие бензольное кольцо;
  4. кислородсодержащие соединения;

Упр.№ 2 Прочитай перечень понятий и подчеркни названия веществ одной чертой, названия гомологических рядов - двумя, а названия углеводородных радикалов -волнистой линией:
Альдегиды, этин, пропил, кетоны, метанол, метил, уксусная кислота, алкадиены, карбоновые кислоты, этил, бензол, бутил, бутаналь, пентил, спирты.

Упр. № 3 Расположи данные понятия по порядку так, как показано на схеме:

Органическое вещество

Углеводороды

алкены
алканы
Кислородсодержащие соединения

спирты
альдегиды
Углеводы

моносахариды
полисахариды
  1. пропаналь, пропанон, альдегид, карбонилсодержащее вещество, кетон, этаналь, пентанон-2;
  2. пропанон, кислородсодержащие соединения, крахмал, этановая кислота, спирты, глицерин, эфиры, карбоновые кислоты, метиловый эфир метановой кислоты, альдегиды, бутанол, этаналь, кетоны, углеводы;

Упр. № 4 Из предложенных понятий выбери два, объединенных более общим понятием:

  1. этил, алкин, бутаналь, углеводород, вещество, метил, пропанон;
  2. алкильный радикал, алкан, бензол, фенол, пропаналь, спирты, углеводы;
  3. вещество, кислота, эфир, этерификация, гидролиз, метиловый эфир этановой кислоты;
  4. реакция, химия, углевод, крахмал, спирт, кислородсодержащее вещество;

1. Обобщение и ограничение понятий
Обобщить понятие - значит, подобрать к нему более общее понятие. Ограничить понятие - значит, подобрать к нему частное, более узкое понятие.

Общее Частное
углеводороды
ароматические углеводороды
кислородсодержащие соединения
органические вещества 
алкены
бензол
альдегиды 
спирты

Упр. №1
Подберите к следующим частным понятиям более общее.
алкан -                                                     фенол -
пропадал -                                               бутадиен -
кетоны -                                                   этаналь -
Упр.№2
Поставь   каждомучастному   понятию   из  левого   столбика   соответствующее_понятие из правого столбика.
метан                                                       спирт
пропаналь                                               кетон
бутанол                                                   алкан
пентанон                                                альдегид
Упр.№3
Расположи следующие понятия в следующем порядке: общее - менее общее -
частное.
Пропен, углеводород, алкен.
Органическое вещество, спирт, кислородсодержащее соединение.
Альдегид, карбонилсодержащее соединение, этаналь.
Упр.№4
Расположи следующие понятия в логической последовательности от частного к
общему.
Вещество,    этин,    органическое    вещество,    алкин,    непредельный    углеводород,
углеводород.
Альдегид, карбонилсодержащее соединение, этаналь, кислородсодержащее вещество.
Упр.№5
Приведи примеры пар слов, одно из которых является общим, а другое   - частным_понятием.

2. Выделение существенных признаков.
Понятия, вещества, предметы отличаются друг от друга своими признаками. Признаки - это то, в чем понятия, вещества, предметы сходны между собой или отличны друг от друга. Признаки бывают существенными и несущественными.
Упр.№1
Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных признака для
данного слова.
Бутадиен (углеводород, две двойные связи, органическое вещество, непредельный
углеводород, четыре атома углерода).
Пропанон (кетон, карбонильная группа, кислородсодержащее вещество, три атома
углерода, два углеводородных радикала).
Упр.№2
Исключи лишнее и объясни, почему именно данное слово ты считаешь лишним.
Пропаналь, пропанол, пропен, пропанон.
Пропен, пропан, циклопропан, пропин, пропандиен.
Упр.№3
«Черный ящик». Правильный ответ можно получить на правильно поставленный вопрос. Вопрос о задуманном понятии должен быть корректным, дающим возможность ответить «да» или «нет». Нужно задавать вопросы, начиная с второстепенных признаков.


3. Сравнение понятий. Установление сходства и различия.
Сравнение  мысленное установление  сходства или различия  предметов,  веществ,
понятий по существенным и несущественным признакам.
Синоним - слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим
словом или выражением.
Антоним - слово или выражение, противоположное по смыслу.
Упр.№1
Поиск понятий - синонимов
Найти в двух вариантах теста пары понятий, являющихся выражениями -синонимами. Назвать общий признак.
Упр.№2
Поиск понятий - антонимов.
Найти в двух вариантах теста пары понятий, противоположных по смыслу. Назвать
признак сравнения.
Упр.ЖЗ
Сравнить пары понятий с выделением признаков сравнения. Составление таблицы.


Пропанон - бутаналь                                             гексанол-1 - фенол
Бутанол-2 - метилпропанол-2                                алкан - циклоалкан

4. Анализ и синтез. Абстрагирование. Конкретизация. Классификация.
Анализировать - расчленять целое на отдельные составные части.
Синтез - образование, составление целого, отличающегося определенной новизной.
Абстрагирование - мысленное выделение отдельных признаков, не возможно без
анализа.
Конкретизация - операция, направленная на установление всех возможных связей.
Классификация   -   распределение    понятий,    веществ,    предметов    по    группам.
Классификация проводится по существенным и несущественным признакам.
Упр.№1
Проанализируйте качественный и количественный состав вещества по его структурной формуле, определите его характеристические особенности, и по ним классифицируйте вещество.

Упр.№2
Проанализируйте   название   вещества,   выделите   основу,   префиксы,   суффиксы,
классифицируйте вещество.
2-металбутанол-1;              2,2 -диметилпропаналь,                 3 -метил пентанон-2
Упр.№3
Проанализируйте название вещества, мысленно выделите его части, соотнесите их с особенностями, заключенными в этих частях слова, и на основе всего постройте структурную формулу вещества. К какому классу относится данное вещество?
5 -метилгексен-1 -диол-2,3                                              2-метил фенол
2-хлорбутаналь                                                               1-бромбутанон
Упр.№4
Проанализируйте структурную формулу вещества, установите связи между особенностями химического строения и особенностями номенклатуры. Помня правила номенклатуры, постройте: название вещества.

Упр.№5
Проанализируйте цепочку, установите логическую последовательность от частного к общему в каждом звене цепи. Сравните качественный и количественный состав каждого звена. Осуществите превращения по цепочке.
Метан  →  этин →   этаналь →  этанол →   хлорэтан  →  этен  →   этанол  →  этаналь →  этановая к/та
 
Версия для слабовидящих

НОВОСТИ КБМК
-5-3-lmoodle-r      11.01.2019г. состоялось третье заседание Школы электронных образовательных ресурсов (ШЭОР) на тему: «Moodle: основные характеристики и...
Прочитано694
-07-l-r-l-r    27 декабря на базе ГБУ «Курганский областной госпиталь для ветеранов войн» было проведено открытое занятие преподавателем профессионального...
Прочитано583

Сообщи, где торгуют смертью

Полезные ссылки

© ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

Evdiral © 2009